Чтобы предотвратить концентрацию сельскохозяйственных территорий в руках межнациональных и отечественных корпораций в ущерб малым и средним фермерским предприятиям депутаты согласились ввести прямой запрет на покупку угодий иностранцами. Отечественные латифундии, в свою очередь, законопроект также ограничит в праве выкупа арендуемой ими земли за счет косвенных барьеров.
Реформаторы, поддержав предложение президента, ввели лимит на общий размер земли, которым сможет владеть одно физлицо, как самостоятельно, так и в качестве участника юридического лица. Предельный размер определен в 10 тыс. га.
Несмотря на то, что данными правками народные избранники постарались сгладить острые углы предыдущих обсуждений и частично пошли на уступки малым и средним владельцам сельских хозяйств, эти меры показались недостаточными данным участникам будущего рынка. По их мнению, детали законопроекта, наложенные на финансовую неспособность украинских фермеров приобретать земли, все же оставляют шанс крупным агрохолдингам завладеть большей частью отечественных сельхозугодий, передает UBR.
Между тем, по словам советника премьер-министра по экономическим вопросам Алексея Мушака, в нынешнем варианте закон может пройти второе чтение уже в ближайшее время. В случае успешного голосования утвержденный вариант останется подписать лишь президенту.
По сравнению с текстом документа, рассмотренного 13 ноября 2019 г. в первом чтении, проект закона дополнился 8 пунктами. При этом общее количество предложенных нардепами правок перевалило за 4 тыс. Впрочем, как отмечали в профильном комитете, многие из депутатских предложений касались не сути реформы, а были нацелены на ее саботаж.
Среди принятых парламентариями изменений главные касаются следующего:
- уменьшение максимально допустимого объема с/х земли, которую можно будет приобрести одному физическому лицу, с предлагавшихся изначально 214 тыс. га до 10 тыс.;
- запрет на покупку земли для иностранцев до проведения всенародного референдума. При этом такую возможность в новой редакции получили банки, на которых, между тем, предельный лимит по скупке земли не распространяется. Правда, в собственность к ним украинская земля может попасть лишь в качестве отчуждаемого залога обанкротившимися сельхозпредприятиями и не более, чем на 2 года, после чего финучреждение должно будет продать ее на аукционе.
Рекомендованное профильным комитетом постановление, по словам Михаила Соколова, заместителя председателя Всеукраинского аграрного совета, объединяющего средние аграрные предприятия, частично учло параметры проведения земельной реформы, ранее предлагаемые его организацией. К примеру, модель ВАС предполагала прописанный в постановлении учет предельного количества земли, которое может получить одно физлицо.
«Если у вас в какой-нибудь компании 40% акций, и данная компания купила 10 тыс. га, то считается, что конкретно вам принадлежит 4 тыс. из них. Таким образом, вы после этого можете докупить еще 6 тыс. га. Если вы являетесь участником еще одного юрлица, соответственно, еще более сокращается объем с/х земли, которую вы можете приобрести лично на себя», — рассказывает заместитель председателя ВАС.
«С одной стороны, это просто контролировать, потому что нет никаких долгих звеньев, цепочек, путаницы. С другой стороны, это существенно ограничивает манипуляции и возможность скупки земли через подставных лиц», — поясняет смысл предложенного Соколов.
Несмотря на взятую за основу модель ВАС, по мнению экспертов, финальный вариант законопроекта все же не смог залатать все лазейки, которыми агрохолдинги смогут воспользоваться для расширения своей земельной собственности.
В частности, крупные игроки смогут выкупить арендуемые ими сейчас земли благодаря предусмотренному новой редакцией преимущественному праву уступки арендатором своих имущественных прав.
«Эта мера, на наш взгляд, сделана специально под холдинги, у которых другими способами не будет возможности выкупить весь свой земельный банк в силу утвержденных ограничений. Вероятно, агрохолдинги начнут передавать свое первоочередное право формально не связанным с ними, но реально аффилированным юрлицам», — объясняет проблему Соколов.
Как стало известно ProfiDOM.com.ua, дополнительный шанс латифундистам могут предоставить и банки-кредиторы, у которых также в рамках последней версии закона появляется право на взыскание заложенной земли с не сдержавших финансовые обязательства фермеров. Так, по мнению эксперта Украинского института будущего Игоря Попова, «грамотные юристы уже разработали довольно простые и надежные схемы скупки» через посредничество банков.
Не согласен с данной позицией Михаил Соколов, впрочем, объясняя, что допуск к рынку банков — компромисс вынужденный, ведь иначе финучреждения не согласились бы предоставлять кредитные средства фермерам.
«Есть риск, что банки будут придерживать землю, дожидаясь более высокой цены. Но для того, чтобы она к ним попала, тот же фермер должен сперва обанкротиться, а это на самом деле для банков проблема — ведь не факт, что они смогут вернуть вложенные ранее средства. Нужно также учитывать расходы, которые пойдут непосредственно на изъятие залогового имущества. Поэтому я не думаю, что тут есть большое поле для спекуляций», — делает вывод Михаил Соколов.
В то же время не лишаются возможности стать приобретателями отечественных сельхозугодий и иностранные компании. Хотя закон предусматривает получение нерезидентами данного права лишь после проведения всенародного референдума, старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец предостерегает — отследить конечного бенефициара купившей землю украинской компании на практике и вопреки всем формальным запретам будет невозможно.
«Не было предложено ни одного механизма, который бы мог предотвратить покупку земли иностранцами. Предохранители, предусмотренные проектом закона, не могут ограничить иностранцев в том, чтобы покупать долги фермеров, землю, которая им принадлежит и получать ее путем получения взыскания на нее. Кроме того, владение корпоративными правами украинских предприятий в стопроцентном объеме фактически дает неограниченную возможность иностранным компаниям владеть землей в Украине», — приводит свои доводы Кравец.
В целом, аграрии и эксперты с компромиссными предложениями комитета не согласились и продолжают отстаивать более мягкое вхождение страны в новые реалии.
Среди их требований: уменьшить предельное количества гектаров, которое сможет купить одно физлицо, но главное — ввести переходной период на срок от 3 лет, в течение которого покупать земли юридические лица и вовсе не смогут.
«Зачем нужен переходной период? Чтобы те же самые малые фермеры за эти 3 года наконец-то привели свою отчетность в порядок, смогли бы нормально получать кредиты и были в нормальных условиях со всеми остальными участниками рынка», — заметил Соколов, добавив, что «хоть ВАС — ассоциация не малых, а средних фермеров, которым переходный период не нужен, но данный вариант является наиболее правильным».
На сегодняшний день, по мнению представителя ВАС, доступа к кредитному ресурсу у фермеров не будет, даже несмотря на предлагаемую правительством целевую программу субсидирования кредитной ставки.
«Если вы кредит взять не можете, вам и субсидировать ничего не будут», — резюмирует Соколов.
Касательно ограничений по количеству гектаров, предоставляемых в одни руки, позиция ВАС вполовину меньше, нежели властей — 5 тыс. против 10. Михаил Соколов объясняет данное число ориентацией на реальные финансовые возможности украинских предприятий.
Правительство, если ориентироваться на слова советника премьер-министра Алексея Мушака, высказанные им в ходе обсуждений проекта закона на своей странице в Фейсбуке, считает, что более сильные ограничения ударят чересчур сильно по рынку, так как первые 500 крупнейших украинских агропредприятий обрабатывают землю площадью, превышающей 10 тыс. га.
«Правительство прогнозирует, что за первые 5 лет будет продано не более 20% земли, — отвечает доводам властей Соколов. — Таким образом, предприятие, обрабатывающее 10 тыс. га земли, за первые пять лет сможет выкупить только 2,700 га, а когда оно доберется до 50%, неизвестно. Поэтому рационально было бы сделать 5 тыс. предельного количества земли в одних руках».
«Возникает вопрос, для кого мы делаем лимит в 10 тыс.? Если мы открываем рынок земли для того, чтобы у нас вся страна стала богаче, а не отдельные компании, то нам выгодно, чтобы развивался малый и средний бизнес, ведь именно он платит большее число налогов и предоставляет большее число рабочих мест по сравнению с крупными предприятиями», — констатирует заместитель председателя ВАС.
В свою очередь Ростислав Кравец одним из наиболее важных, но при этом не до конца регламентируемых пунктов нового закона о земельном рынке, выделил условия целевого назначения покупаемой для сельского хозяйства земли.
«Самое главное, что в этих законах не предусматривается, — это ответственность за нецелевое использование земли. 5 лет активно происходило разрушение всей системы надзора за сортами растений, за грунтами, за севооборотом, происходило уничтожение региональных управлений сельского хозяйства в областях. Фактически мы получаем для иностранных и любых других компаний бесконечные возможности для злоупотребления своими правами и для уничтожения национального богатства», — посчитал важным заметить адвокат Ростислав Кравец.
Аграрии не довольны законопроектом по рынку земли
Автор: adminGWP Опубликовано: 16 Январь 2020