Как строился Харьков. Московский проспект

Московский проспект можно по праву назвать знаковой улицей города, ведь, во-первых, это самая длинная улица Харькова и одна из самых длинных улиц Восточной Украины, во-вторых, проспект проходит через шесть районов города и семь станций Холодногорско-Заводской линии метро, здесь сосредоточены жилые массивы, такие как Горизонт, Красный Луч, ХТЗ, Новые дома и Рогань, в-третьих, вдоль проспекта растянулась промышленная зона города, где расположены многие крупные заводы… но обо все по порядку.

НАЧАЛО

Сегодня Московский проспект берет начало от самого центра города – площади Конституции, и заканчивается пересечением с окружной дорогой. Застраивать начало нынешней улицы начали сразу же при строительстве Харьковской крепости.

Улица первоначально представляла собой дорогу на Москву и начиналась от Московской проездной башни, и шла к деревянному мосту через реку Харьков. В конце XVII века за рекой находилась застава от чумы.

Застройка тогдашней Московской улицы, расположенной на Подоле к западу от реки, шла на протяжении XVII—XVIII веков. В 30-40-е годы XVIII века началось заселение восточного берега реки. В это время в районе современных площадей Героев небесной сотни и Фейербаха находился въезд в город. За городом вдоль дороги находилась Немышлянская слобода с хуторами. На ее территории слева от дороги располагалось кладбище, а также ветряная мельница и пивоваренный завод, а справа — хутор Заводский.

Первые масштабные или, если можно так сказать, – современные изменения произошли на улице, когда весь Харьков готовился к проезду через город императрицы Екатерины II. Тогда, в 1786 году, генерал-губернатором было приказано многим домовладельцам на улице перестроить свои дома, заменив часть их на каменные, остальным же обновить заборы, отремонтировать фасады, побелить их, а крыши покрасить в красный цвет. Но в реальности же мало что удалось выполнить из запланированного, так как домовладельцев обязали выполнять все работы за свой счет. Вот так и получилось, что в 1826 году на всей Старомосковской улице было всего лишь два каменных дома. А спустя года вышло «Положение об устройстве губернского города Харькова», согласно ему, все строения должны были проходить согласование в Комитете обустройства города Харькова. Кроме согласования при строительстве новых домов, комитет также мог назначить старые ветхие дома под снос. На Московской улице был введен полный запрет на строительство деревянных домов.

А в 1896 году городской думой было принято решение об полном запрете в центре города строительства деревянных домов. Поэтому только в начале XX века улица начала активно застраиваться каменным домами.

ДОРОГА И ТРАНСПОРТ

Московская улица проходила в низменной части города возле реки и в дождливую погоду становилась почти непроезжаемой. Самым ранним известным распоряжением по улучшению дорожного покрытия улицы является распоряжение губернской канцелярии 1770 года, по которому предписывалось вымостить топкие места фашинником с песком, а вдоль дороги прокопать водоотводные канавы, укрепив их плетнем или тыном. Проблема усугублялась постоянным весенним половодьем реки Харьков, заливавшей ближние части Московской и Старомосковской улиц. Некоторые особо мощные наводнения разрушали даже дома и мосты, а более мелкие смывали гати, мощение улиц, размывали водоотводные канавы и оставляли после себя кучи грязи. Крупное наводнение 1785 года разрушило Харьковский мост, в результате чего пришлось срочно возводить новый.

Первые три десятилетия XIX века улица почти ежегодно мостилась фашинником с песком. В 1837 году начались масштабные работы по реконструкции Московской улицы — от Николаевской площади (нынешняя Площадь Конституции) до моста замостили улицу булыжником, по обоим сторонам улицы впервые в городе проложили каменные тротуары. Также были проложены водостоки и вкопаны две подземные деревянные трубы для отвода дождевых вод.

В 1840 году было сделано освещение улицы с использованием 38 масляных фонарей, размещенных на высоких деревянных столбах. Фонари поначалу зажигали только с сентября по май в самые темные безлунные или пасмурные ночи с таким расчетом, чтобы их зажигать только половину ночей в месяц. В 1883 году по проспекту пустили линию конки, проходившую от здания биржи на Николаевской площади до Конной улицы (ныне улица Богдана Хмельницкого). В 1884 году линию продлили до Конной площади.  23 марта 1919 года конка была полностью закрыта. А в феврале 1930 года началось строительство линии трамвая по проспекту в направлении Харьковского тракторного завода, окончившееся 30 июля 1931 года. 14 августа 1948 года по проспекту была построена троллейбусная линия.

А 23 августа 1975 года при открытии первого пускового участка Холодногорско-Заводской линии Харьковского метрополитена на проспекте открылась первая станция метро — «Московский проспект».

ПРОМЫШЛЕННАЯ УЛИЦА

Как мы уже писали выше, вдоль улицы на протяжении столетий один за другим появлялись промышленные предприятия и заводы.

В 1861 году в районе Конной площади открылся чугунолитейный завод Вестберга, а в 1882 году был основан завод сельскохозяйственных машин и орудий. В 1915 году был основан Харьковский электромеханический завод, построенный на базе эвакуированного из Риги в связи с Первой мировой войной завода Всемирной электрической компании (ВЭК). В 1922-м «Товарищество М. Гельферих-Саде» было преобразовано в государственный завод сельскохозяйственного машиностроения «Серп и молот». В 1923-м был создан Харьковский велосипедный завод имени Г. И. Петровского. В 1929-м, в районе нынешнего пересечения с проспектом Льва Ландау, началось строительство Турбогенераторного завода имени С. М. Кирова, завершившееся в 1934 году. В 1930 году возле железнодорожной станции Лосево, находившейся в то время за городской чертой Харькова, началось строительство Харьковского тракторного завода, которое было завершено в 1931 году. В 1933-м был основан завод «Кондиционер». В 1935 году возле тракторного завода был построен Харьковский станкостроительный завод имени С. В. Косиора.

Во время Второй мировой войны промышленные предприятия, располагавшиеся на проспекте, были эвакуированы. После освобождения Харькова началось восстановление старых заводов и строительство новых, восстановление мостов и инфраструктуры городского электротранспорта. 30 августа 1943 года был восстановлен Харьковский мост, 19 августа 1944 года заново построен Корсиковский путепровод. В 1946 году полностью восстановлен турбинный завод, основан завод тяжелого машиностроения «Электротяжмаш» и введен в строй плиточный завод. В 1947 году начал работу подшипниковый завод, мастерские треста «Южмонтажстрой» были преобразованы в Харьковский завод металлоконструкций.

СТАДИОНЫ, ТЕАТРЫ, ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗДАНИЯ

Гордиться Московский проспект может не только промышленной застройкой. Так, например, в 1903 году на проспекте Московском, 94, построили Народный дом (помещение для организации культурно-просветительской деятельности, построенный в основном на средства общин, меценатов и спонсоров). Это был третий в стране и первый на территории современной Украины Народный дом. Раньше такие здания построили в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге. Дом имел два зала, в которых проходили концерты и читались лекции, библиотеку-читальню, вечерние школы и даже драматический кружок. В Народном доме бывал великий режиссер Константин Станиславский. Также несколько раз выступал оперный певец Федор Шаляпин. В 1931 году после сильного пожара здание снесли. А уже в 1938 году на его месте построили новый каменный дом. Сначала в здании был оперный театр. В 1963 году здание реконструировали. После реконструкции оно стало дворцом культуры Харьковского электромеханического завода.

С Московского проспекта началась история большого футбола в Харькове – в 1910 году на Московской улице построили небольшой стадион. И уже через год здесь состоялась первая в городе международная футбольная встреча с английским клубом, в которой победу одержала сборная Харькова.

А в начале ХХ века Московскую улицу можно было называть улицей кинотеатров. В 1896 году в Харькове состоялась первая демонстрация кинематографа. Целое десятилетие показы не носили систематического характера, но начиная с 1906 года в городе начинает появляться большое количество стационарных кинотеатров, открываемых преимущественно в реконструированных арендуемых помещениях. Первым кинотеатром, появившимся на Московской улице, стал «Аполло», открытый в 1907 году по адресу ул. Московская, 8. Его владельцем был прокатчик Дмитрий Иванович Харитонов. С небольшим перерывом в том же году открылся кинотеатр «Модерн» (9 ноября — ул. Московская, 6), а затем и «Весь мир» (26 декабря — ул. Московская, 15). В дореволюционный период также были открыты «Иллюзия» (ул. Московская, 4), «Метеор» (ул. Московская, 8), «Мишель» (ул. Московская, 6) и «Помпей» (ул. Московская, 32).

Есть на проспекте и несколько зданий, которые заслуживают отдельного внимания.

Так, на углу площади Конституции и Московского проспекта, существовал одноэтажный деревянный дом XVIII века — «братский двор», принадлежавший Успенскому собору. Здание было разломано в 1837 году и на его месте был построен балаган с лавками, который простоял до сноса в 1844 году по приказу губернатора Муханова. На его месте было решено построить новый каменный дом. Первоначально планировалось построить двухэтажный дом с размещением на первом этаже магазинов, а на втором квартир для соборного причта. В дальнейшем же было решено построить более вместительный четырехэтажный дом с подвалом. Строительство началось в 1845 и закончилось в 1849 году, обойдясь собору в 20 тыс. рублей.

В доме №24 располагалось здание Первой мужской гимназии, построенное на бывшей Старомосковской улице на восточном берегу реки Харьков. В большинстве источников указывается, что оно было возведено в 1845 году архитектором Н. И. Ашитковым, по другим же — намного ранее в 1814 году архитектором И. Вателетом по проекту архитектора Е. А. Васильева. До него на этом месте в конце XVIII — начале XIX века располагался каменный почтовый двор. Двухэтажный дом гимназии выдержан в стиле русского ампира, подвергался нескольким реконструкциям с целью увеличения вместимости, в результате чего расширялся в сторону реки, вдоль проспекта и вглубь двора. Улица, проходящая по набережной, получила название Гимназической. В настоящий момент в здании расположен Харьковский индустриально-педагогический техникум.

Дом №27 архитекторов П. И. Русинова и Я. И. Лившица был построен как жилой в 1956 году для рабочих Харьковского завода транспортного машиностроения имени В. А. Малышева. Здание построено на площади перед Харьковским мостом ну углу с Харьковской набережной. По первоначальному плану архитекторов на другой стороне площади, застроенной двух-трехэтажными домами, для симметрии должны были построить такое же по стилистике и объему здание, но данные планы не были осуществлены.

В доме №45 было первое реальное училище, построенное в 1877 году архитектором К. А. Толкуновым на Вознесенской площади (ныне площадь Фейербаха). Строительство началось в 1875 году и длилась два года. Губернское земство профинансировало стройку на 80 тыс. рублей, город бесплатно предоставил землю и выделил более 30 тыс. рублей. Через некоторое время после постройки здания со стороны двора была пристроена домовая церковь. Преподавание в училище велось в подготовительном классе и шести основных. Окончившие первые четыре основных класса могли поступить в юнкерское училище, окончившие шесть классов — в средние учебные заведения. Кроме того, был еще и дополнительный седьмой класс, предназначенный для подготовки к поступлению в высшие учебные заведения. В настоящий момент в здании расположен Технический университет сельского хозяйства.

А вот дома №141 и 143 были домами-коттеджами рабочего поселка. Поселок, находившийся на Московском проспекте и Плехановской улице, был построен на протяжении 1923—1924 годов архитектором В. К. Троценко при участии И. Г. Таранова-Белозерова, В. И. Богомолова и П. З. Крупко. Всего было построено 35 подобных домов. Каждый двухэтажный дом имел четыре сблокированные трехкомнатные квартиры с отдельными входами. У каждой квартиры также была отдельная кухня. Дома имели печное отопление и были подключены к водопроводу, канализации и электрической сети. В дальнейшем эти два дома было решено не сносить, а оставить в качестве памятника архитектуры 20-х годов XX века.

В доме №195 располагалась Николаевская больница, построенная в 1895—1900 годах архитекторами Г. М. Шторх, А. К. Шпигель и Б. Н. Корнеенко. В то время она располагалась на окраине города. Первоначально, больница была рассчитана на 100 коек. А дом №197 был построен как «Образцовая рабочая поликлиника» или «Дворец санитарного просвещения» в 1925—1927 годах архитекторами В. А. Эстровичем и А. В. Линецким. В настоящий момент оба дома продолжают выполнять функции лечебных корпусов 17-й клинической многопрофильной больницы и 2-ой городской клинической больницы.

Источник: СтройОбзор

Новости по теме: 

24.03.2018 Как строился Харьков. Улица Сумская
08.04.2018 Как строился Харьков. Полтавский шлях
28.04.2018 Как строился Харьков. Клочковская

1828 просмотров

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.